Из предисловия вы узнаете, что в настоящем издании предлагается обработка
известных немецких педагогов Гроткера и Лаукарта, которые, сохранив в
неприкосновенном виде труд Д. Дефо, сделали его лишь более доступным пониманию
юных читателей. Все страницы книги сохранились полностью и в хорошем состоянии,
текст сопровождается рисунками.
А дополнительные страницы в конце книги дают интересную информацию об
издателе.
Именно эта информация стала началом поисков сведений, связанных с нашей
книгой.
Вот, что удалось узнать...
ВОЛЬФ Маврикий Осипович (польское имя — Болеслав
Маурыцы) [3 (15) ноября 1825, Варшава —
19 февраля (3 марта) 1883, Санкт-Петербург], российский книгоиздатель и
книготорговец.
По окончании гимназии некоторое время работал в книжном
магазине, затем путешествовал по Европе, занимаясь книжной торговлей в Париже,
Кракове, Лейпциге, Вильнюсе, Львове. В 1848 переехал в Петербург и поступил в
книготорговую фирму Я. А. Исакова, вскоре стал управляющим. После пяти лет
службы у Исакова Вольф открыл свой книжный магазин в Петербурге в Гостином
дворе. О популярности магазина М.О.Вольфа можно судить по анекдотическому
факту, приведенному в книге С.Ф.Либровича «На книжном посту»:
«Как-то, шутя, писатель С.В.Максимов поспорил с Некрасовым и
Салтыковым-Щедриным о том, что любой извозчик по указанию: «Поезжай к Маврикию
Осиповичу» довезет их до магазина Вольфа, и выиграл пари».
Свою типографию Вольф открыл в 1856 году, в начале 1870-х годов
присоединил к ней типографию В.И.Головина, а в 1878 году приобрел крупнейшую
словолитню «Ревильон и Ко».
Впоследствии он завладел правом комиссионной поставки в Россию
полиграфического оборудования и «всех вообще принадлежностей типографского,
словолитного и литографского искусства и переплетного мастерства». Он заказывал
шрифты в России, Франции, Англии, США. Первоначально в его типографии работало
всего два станка; в 1865 году – три типографские машины и шесть станков,
которые обслуживало чуть больше сорока рабочих. Политипажи печатались машинами,
была введена стереотипия. В 1870 году появились две паровые машины, число
рабочих достигло ста человек.
В 1879 году Вольф перевел типографию в новое помещение на Васильевский остров
(16-я линия, дом 5). В ней работало 16 типографских машин и 7 паровых станков.
В 1882 он основывает издательство на паях «Товарищество М. О.
Вольфа», которое просуществовало
до 1918 (основными пайщиками были его жена, сын
и зять).
Вольф был универсальным издателем, но преимущественное внимание
поначалу уделял книжной продукции постоянного спроса, вернее, двум ее
категориям: как издатель – детской литературе, как книгопродавец – иностранной
книге. Универсальный характер своего книгоиздания Вольф объяснял узостью
отечественного книжного рынка, тем, что в стране еще не было правильной книжной
торговли в европейском смысле слова, а также изменчивостью читательских
интересов, что свойственно любому народу в период общественного и
хозяйственного подъема.
В становлении фирмы
Вольфа книгоиздание для детей стало инициирующим фактором. Первым в русской практике он стал
использовать выпуск книг для детей сериями («Золотая библиотека», «Зеленая
библиотека», «Библиотека юного читателя» и другие), формируя их в соответствии
с возрастными группами читателей, их интересами, жанрами литературы и тому
подобным.
Благодаря ему, в фонд детской классики вошли «Приключения Гулливера»,
«Робинзон Крузо», «Принц и нищий», «Хижина дяди Тома» и многие другие, доныне
популярные книги. В сериях «Золотая
библиотека», «Розовая библиотека» и «Зеленая библиотека» впервые выходили
книги, ставшие необычайно популярными у детей разных национальностей, во всех
уголках Российской Империи.
Стремясь расширить
ассортимент и сделать лучшие произведения зарубежной детской литературы
доступными русскому читателю, он перекупал авторские права и сотрудничал с
некоторыми немецкими и французскими издательствами.
В общей сложности за время своей издательской деятельности Вольф
выпустил около пяти тысяч книг. Цифра эта впечатляет. Но дело не столько в
самом количестве изданий, сколько в том, что Вольф, по сути дела, внедрил в быт
новую для России книжную продукцию, например, научно-популярную литературу.
Фактически им были созданы целые разделы литературы, вроде детской, введена в
практику цветная печать и тому подобное. До него все это существовало в
зачаточном виде. Он многое сделал, чтобы книга стала доступной для среднего
класса русских читателей, поднял ее культуру до общеевропейского уровня и
осуществил массу других инноваций в области книгопроизводства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий